Back to top

Феномен селфи в молодежной среде

Информатизация и компьютеризация современного общества привели к тому, что социальные сети стали обыденным элементом жизни каждого человека. Аудитория пользователей социальных сетей растет ежедневно, увеличивая нагрузку на психику. Стоит отметить, что с каждым годом возраст пользователей социальных сетей увеличивается. Однако наименее защищенными от воздействия контента социальных сетей являются люди юношеского возраста в силу своей эмоциональной нестабильности и общей личностной незрелости. Сегодня социальные сети, такие как: Instagram, Facebook, VK меняют представление людей о роли и собственном месте в этом мире. Возможность создать иллюзию славы и собственной значимости стала доступной в мире социальных сетей, в нынешней культуре «моментов Instagram».

Пристрастие к селфи  в последние годы приобрело глобальный характер. Как полномасштабное социальное явление селфи имеет ярко выраженные негативные последствия для человека. Одно из них – это возрастание у личности уровня демонстративного поведения.

Пользователи социальных сетей делают селфи не для себя, а, как правило, для других людей, что указывает на желание получить стороннюю оценку. Обычный день современного юноши или девушки можно проследить по фотографиям, которые сделаны на фронтальную камеру смартфона и выложены на страницы в социальных сетях с прикреплением сведений о геолокации.

Увлеченность селфи в юношестве обусловлена потребностью юношей и девушек в личностном самоопределении, в необходимости ответить на жизненно важные вопросы о том: «Кто Я?», «Каково мое место в этом мире?» и т. п. Негативных последствий увлеченности много. Так, стремясь превзойти самого себя, человек делает нестандартные снимки, рискуя своим здоровьем и жизнью.

Президент Ассоциации детских психологов Александр Кузнецов утверждает, что «селфи легче всего подчиняет себе людей с истероидной акцентуацией характера, склонных к демонстративному поведению». В основе пристрастия к селфи лежит личностная дисгармония, которая способна варьировать по степени выраженности от акцентуации до расстройства личности. Акцентуации характера - это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных его черт, по мнению советского психиатра Е. А. Личко.

Когда мы произносим термин «селфи» мы говорим о повышенной потребности находиться в центре внимания. Преобладающая онлайновая эмоция пользователей соцсетей — зависть к чужим успехам, популярности, внешней привлекательности.

Проведя исследование на базе МБОУ СОШ № 92 города Новосибирска, нам удалось выявить взаимосвязь между увлеченностью селфи и наличием демонстративной акцентуации характера.

О респондентах, склонных к селфи, можно сказать, что они отличаются подвижностью, общительностью. В происходящие вокруг события вносят много шума, любят неспокойные компании, переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся прихвастнуть. Насущная потребность - стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы.

Юноши и девушки, у которых число публикаций селфи за 1 год превышает 300, стремятся создавать образ людей с выдающимися способностями, обладающих безупречной репутацией и успехом в социуме. При этом они зависимы от мнения других людей, чувствительны к критике. Старательно избегают ситуаций, в которых их недостатки могут обсуждаться.

Поведение юношей и девушек характеризуется постоянным поиском внимания в сети в виде «лайков» и комментариев, поступки служат способом выделиться и занять определённое, высокое положение. Они склонны выставлять напоказ свои успехи, им необходимо осознание превосходства. В данном случае юноши и девушки считают selfie способом получить необходимое внимание, вызванное наличием описанных выше акцентуаций характера.

Для того чтобы минимизировать воздействие акцентуаций характера на жизнь юношей и девушек мной совместно с научным руководителем был разработан тренинг «Гармония с собой».

Излюбленным моим упражнением данного тренинга стал «Комиссионный магазин» суть которого состоит в том, чтобы подумать и записать 3 своих качества, от которых вам сейчас не терпится избавиться, а затем найти в них положительные стороны и ответить на вопрос о том, как влияют эти качества на вашу жизнь. Подобных упражнений в тренинге было около 40, в процессе их выполнения участники научились контролировать свою общительность, у них появилось чувство дистанции в отношении с другими людьми. Стали более дисциплинированы, смогли почувствовать грань между иногда допуска­емым и всегда запрещенным. Научились замечать успехи других людей.

За время тренинга юноши и девушки научились не бояться ситуаций, в которых их недостатки могут стать темой для обсуждения, изменилось их отношение к окружающим людям, чье мнение для обследуемых было определяющим, мотивация достижений из внешней перешла во внутреннюю. 

Поставь лайк

up
Проголосовали 20 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image